Асавлюк  Евгения Ивановна

 

 

 

Правила для родителей

1.      Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка.

Не перегружайте его речевыми занятиями против его желания: лучше ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ его. Речевой материал должен соответствовать возрасту.

2.      В общении с ребёнком СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ.

Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ЧЁТКО И ЯСНО, при чтении не забывайте о выразительности. Не понятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЁНКУ.

3.      НЕ ПОДДЕЛЫВАЙТЕСЬ  ПОД  ДЕТСКУЮ  РЕЧЬ. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – ЭТО  ТОРМОЗИТ  РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ  РЕБЁНКА!

4.      Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка: тактично поправьте его и ДАЙТЕ  ПРАВИЛЬНЫЙ  ОБРАЗЕЦ слова.

5.      Напоминайте ребёнку, что ГОВОРИТЬ  НАДО  ЧЁТКО,  ВНЯТНО и НЕ  СПЕША.

6.      Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Не забудьте проверить, а понятен ли ему Ваш ответ.

ПОМНИТЕ!

 

ЕСЛИ  РОДИТЕЛИ  ЧАСТО  ОБЩАЮТСЯ  СО  СВОИМ  РЕБЁНКОМ, ИГРАЮТ  С  НИМ, ЧИТАЮТ  ЕМУ  КНИГИ, УЧАТ  С  НИМ  СТИХИ, СКАЗКИ, ОБЩАЮТСЯ  С  НИМ  НАРАВНЫХ, не «сюсюкают» с ним, ТО  ОБЫЧНО РЕЧЬ  ТАКОГО  РЕБЁНКА  РАЗВИВАЕТСЯ  СВОЕВРЕМЕННО  И  ПРАВИЛЬНО (в соответствии с речевыми возрастными нормами), если, конечно, нет нарушения развития.

Советы логопеда

Профилактика речевых нарушений

         Речь – самая простая и доступная, но в тоже время, сложная форма общения между людьми. Ограничение возможности говорить, вне зависимости от причины, влияет на психику человека, на развитие интеллектуальных возможностей, социальную адаптацию личности.

С каждым годом рождается все большее количество детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи. К слову сказать, часто требуется помощь не только учителя-логопеда, а и других специалистов: невропатолога, психиатра, дефектолога и др.

Причинами могут быть органические или функциональные нарушения, оказавшие свое влияние до беременности, внутриутробно, во время развития плода, во время родов или после рождения.  Многих проблем в развитии детей можно избежать или, по крайней мере, смягчить их, принимая профилактические меры.

1. С момента рождения ребенка необходимо, чтобы его окружало здоровое речевое общений. Разговаривайте с ребенком, не «сюсюкая», - вы ведь даёте образец речи своему ребёнку.

2. Бывает, что маленькие дети плохо едят, отказываются от пищи, которую надо тщательно пережевывать (морковь, орехи, яблоки  т.п.), а родители, облегчая себе задачу - накормить ребёнка, трут на тёрке и измельчают всё, что можно. Такой «плохой аппетит» вызван слабостью мышц речевого аппарата, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения. Поэтому ребёнку необходимо научиться разжёвывать твердую пищу.

3. Сопровождайте свои действия словами в разных видах деятельности. Разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте обо всем, что видите вокруг, читайте ему книги, обсуждайте прочитанное, играйте с ним, учите с ним стихи, пословицы, скороговорки.

4.  Внимательно слушайте ребенка, тем самым вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. 

5.  Отвечайте на вопросы ребенка в доступной ему форме, не игнорируйте, ведите с ним диалог. Этим вы поможете сформировать познавательный интерес, который так необходим для приобретения новых знаний, обучения ребенка.

6.  Развивайте мелкие движения пальцев рук (мелкую моторику). Позвольте малышу как можно больше рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать – все это поможет речи, а в будущем и письму.

7. Сведите к минимуму компьютерные игры и просмотр телевизора. Особенно, если ваш ребёнок очень активный и подвижный. Играйте с ним в спокойные игры, учите контролировать свои желания, доделывать начатое дело до конца.

8.  Если возникла необходимость в логопедической помощи, следует неукоснительно соблюдать и выполнять все рекомендации и требования учителя-логопеда. Такое взаимодействие обеспечит ребёнку своевременную коррекцию речи и необходимую подготовку к школьному обучению.

Любите своих детей и не жалейте времени для них!

Взаимосвязь родителей и логопеда  в преодолении 

речевых нарушений у детей

         Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

         В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

         Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

         Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно  понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

         Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

         Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

         Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе»,  произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

         На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Мы только вместе, совместными усилиями быстрее преодолеем речевые несовершенства у Вашего ребёнка.

Удачи!

ПОЛОЖЕНИЕ

Типовое положение

 об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем

в своей структуре специализированных групп


1. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
2. На логопедические занятия отбираются дети старшего дошкольного возраста, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. В первую очередь зачисляются остронуждающиеся дети.
3. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются по мере необходимости в течение года.
4. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития и другими сложными речевыми патологиями должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за  устранение дефекта.
5. Количество детей, занимающихся на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.
6. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
7. Работа по исправлению речи носит индивидуальный или подгрупповой характер.
8. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых воспитательских занятий.
9. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет с соответствующим оборудованием.
10.  Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами.

11. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
12. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12-ти до 15-ти детей.

13. Зачисляются дети на основании следующих документов:
— характеристики-направления логопеда поликлиники;
— заключения врачей: отоларинголога, психоневролога, сурдолога, стоматолога.

 

14. Первые три недели сентября отводятся для диагностики и комплектования подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

Download
мониторинг.pdf
Adobe Acrobat Document 431.5 KB
Download
достижения.pdf
Adobe Acrobat Document 415.4 KB
Download
проект Галерея.pdf
Adobe Acrobat Document 334.4 KB
Download
проект Речевые ступени.pdf
Adobe Acrobat Document 304.5 KB